Новое интересное интервью с Сержем. Четко, ясно, все разложено по полочках.
-Какие группы вас вдохновляли, когда вы только начали музыкальную карьеру? -Я
слушал разную музыку. Я слушал рок, панк, хип-хоп, разную современную
музыку. Слушал армянскую музыку, музыку со всего мира. Мы начали в
середине 90-х, тогда я начинал слушать много рока и металла, я много
слушал Ника Кейва из The birthday party, Alien sex fiend - С кем вы выступали в самом начале? Какие группы появились тогда и какая тогда вообще была ситуация? -
Мы пришли из "ниоткуда". Мы никого не знали - ни людей, ни групп, мы
просто играли нашу доморощенную сумасшедшую музыку. Сначала мы играли с
индастриал-, рок- группами в "Рокси". Мы вообще не имели понятия, что и
как. И это было здорово, потому что это заставляло нас развиваться,
социализироваться и создавать что-то новое, чего до этого не было. И это
было интересно -Вас ставили выступать с какими-то определенными группами или вы вообще не знали, как и с кем будете выступать и чего ожидать? -
Нет, нас ставили с тяжелыми группами - индастриал, хард панк. Мы
подружились с парнями из Snot , с группами из Калифорнии, Лос-Анджелеса и
не только. Это было отчасти полезно. Но было столько промоутеров, что
нам просто надо было найти свой путь - мы знакомились с новыми людьми,
группами. Говорили друг другу: "Эй, привет, мы вместе на концерте
выступали". Это было довольно интересно. А первое наше выступление
вообще нам устроил Шаво. Он звонил промоутеру из "Рокси", доставал его и
тот разрешил нам выступать. Мы продали столько билетов, что смогли
оплатить наше выступление, и мы продолжили выступать. -Как Рик Рубин познакомился с SoaD? -
Мы выступали в The viper room и нашему менеджеру позвонил друг Рика и
сказал, что они вместе приедут на концерт. И мы волновались перед шоу и
все время спрашивали, пришел ли он уже. Мы нервничали и не знали, что
может произойти. К тому времени многие лейблы уже интересовались нашей
группой, пришло много разных людей. Рику на самом деле очень понравилось
шоу, он хорошо отзывался о нас и посчитал нашу группу достаточно
эклектичной, чтобы работать с ним.
-Когда вышел ваш первый диск,
чувствовали ли вы себя звездами. Во время выступлений со Slayer(они
такие крутые, ааа,отвал башки, я их первый раз увидел по ТВ, был в
восторге и т.д.), чувствовали ли вы родство, единение с ними? -Да,
конечно. Мы ездили с ними в турне по США и по всей Европе. Это было
испытанием. У Slayer самые брутальные фанаты, каких можно только
представить. Нa разогреве у Slayer были такие группы, как Alice in
chains... И да, нам было страшно, 90% времени было страшно, но мы
учились общаться с поклонниками, выкладываться. Если ты не
выкладываешься, ты стоишь на полпути. И о нас отзывались как о смелой
группе, которая мощно выступает на разогреве, потому что фанатам Slayer
понравилось выступление... - Но вы же так отличались! -Да, мы были все в глэм-образе -Вы были раскрашены, а Джон вообще в респираторе выступал! Это было просто...напролом! -Да, было здорово. Особенно в Великобритании было классное шоу. Так мы узнали, как это - ездить в турне. -Когда вы выпустили альбом "Toxicity",вы как будто заявляли, что ваша музыка другая, и вы прекрасно это знаете. -Да,
конечно. Тут такое дело. Вместе с Toxicity мы выпустили еще и Steal
this album, потому что мы написали в два раза больше песен. А после
выхода альбома мы всегда отправлялись в турне. Точно так же с Hypnotize и
Mesmerize - все писали по двое. Не знаю, так как-то само получилось.
Было много песен, мы выбрали некоторые для Toxicity, остальное
отправилось в Steal this album. А потом была какая-то особая волна. Мы
три года выступали, играли на Оззфесте, мы ездили, ездили, ездили.
Первая запись была не столько синглом, сколько потенциальным синглом. Мы
просто ездим в турне и так мы продаем альбомы. Это старомодный способ,
ага? И когда мы записали Toxicity, увидели в турне, как им это
понравилось, например, не могли поверить что Chop Suey (первый сингл)
играют по радио. Это здорово - Я помню, в то время, когда вы
поднялись, звездами были Godsmack, Limp Bizkit. Вы готовы были, как
отдельная группа, к тому "взрыву", как динамика того времени на вас
повлияла? - Это интересный вопрос, и задавать его надо бы каждому из
группы. В каждом возрасте ты по-разному воспринимаешь успех своей
группы. Как самый старший, я много чем занимался на тот момент. Я
никогда не принимал славу и повышенное внимание к себе как должное, для
меня это те высоты, которые требует от меня муз. индустрия, это просто
работа. Хочется писать замечательные песни, делать все от меня
возможное. И людям это нравится. Этим я и занимаюсь всю жизнь. А что
изменилось...? Легло больше ответственности на группу. Это меняет людей.
Слава перестраивает человека. Интересно, что успех дает людям
подсознательную способность увидеть, что в них видят другие люди. И на
это не стоит обращать внимание. Только на то, что ты сам видишь и
чувствуешь. Если обращать внимание на других, то все становится
неоднозначным. Я думаю, вот так все произошло. Но у каждого это
по-разному.
-Вам нравилось, что в политическом смысле, ваш микрофон стал в десять раз больше, чем раньше? -
Думаю, да. Интересно, что когда мы выпускали Токсисити (первое турне по
Токсисити было в сентябре 2001), то произошли события 11 сентября. А
первый день турне был 10 сентября. Наши песни снимали с радиоэфиров.
Тогда я написал Understanding Oil, мирное обращение, в котором пытался
выяснить, что заставляет людей сбрасывать бомбы, совершать преступления,
убийства и так далее. Но все это было написано в стиле политики США
прошлого века. И люди не были готовы это услышать. Было много
эмоциональной реакции, патриотически окрашенной. На наши песни и на нас
самих ужасно реагировали. Мы отправились в турне, люди боялись опасности
терактов отовсюду, угрожали нам и нашим жизням. И в том мире мы были на
первом месте в таком смысле. Это было довольно интересно. И песни
снимали с радиоэфиров, так же , как и у RATM, Lucy in the sky with
diamonds и других. -Вы упомянули, что писали два альбома сразу. И
если Steal this album получился из-за большого количества песен, то как
тогда вы пришли к решению записать Mezmerize и Hypnotize одновременно? -
Вместе с Риком Рубином мы работали над записью, и у нас было слишком
много песен. И когда мы выбирали лучшие песни, их получилось больше, чем
на один альбом. И мы записали два альбома. Проблемы была в том, когда и
как делать их релизы. Я хотел сделать релиз как можно раньше по опыту с
Steal this album, подумал, что если сделать релиз позже, вдруг
остальные вообще не захотят делать его. Но его стоило выпустить! И мы
сделали релиз за год. За год выпустили 2 сингла, которые заняли 1 места,
это историческое событие, такое было разве что у Битлз и некоторых
других достойных групп. Это было здорово, но это второстепенно. Главное,
что мы пишем свою музыку. -Вы были такой выдающейся группой,
выпустили 2 топ-сингла за год, так почему вы разошлись? Или это просто
такая вещь, которая должна была случиться? - Мы взяли большой перерыв
(не собираясь при этом положить конец существованию группы) потому что
понимали, что каждому из нас нужен отдых как музыканту и человеку, чтобы
заняться чем-то другим. После релиза Mezmerize-Hypnotize я
действительно понял, что мне очень нужно время, чтобы писать свою
собственную музыку. Музыканту всегда это нужно и это правильно. Мне
просто было это необходимо. После долгого перерыва мы поняли, что он
пошел нам на пользу - в прошлом году мы собрались, отправились в турне. И
реакция была такой, как никогда раньше. Это был просто взрыв. И когда
группа долго работает вместе (за некоторыми исключениями), то это
становится просто бизнесом. SoaD по идее и была бизнесом. Но мы боролись
против системы, за индивидуальность. И мы подумали, что это все же
искусство, самовыражение, а музыка- способ показать свой внутренний мир.
И я рад, что мы это сделали, Мне так было удобно. - Ваши сольные песни, особенно первые из них, выросли из творчества Системы? -
Ни одна из моих сольных песен не предназначалась и не была написана
именно для сольного проекта. Еще на Оззфесте в 2006 году я некоторые из
них играл . На самом деле я не собирался писать рок-альбом первым. Я
вообще не думал, что "Harakiri" будет рок-альбомом. Но я думаю, что
настоящие рок-альбомы закончились на Elect the dead. Я понял, что
рок-альбом нельзя сделать без рок-группы. Я записывал в студии, все было
наоборот, шиворот-навыворот, я начинал записывать от ударных. И все
получилось. Я сам продюссирую записи, приглашаю нужных музыкантов, но в
основном я все делаю самостоятельно - разрабатываю дизайн, эскизы, играю
на всех инструментах, перезаписываю нужные места с музыкантами, которые
на этих инструментах играют лучше меня.
-Ваша музыка эклектична и
отличается от той, что вы играли в SoaD. Знали ли вы тогда, что придете к
такой более мощной музыке, как в Elect the dead? - Я писал иногда
музыку, но считал себя больше автором текстов. И передо мной был целый
мир музыки, который я мог писать и открывать для себя. И когда выпустил
первый сольный альбом, я подумал:"Да как же это я сумел это сделать? Я
сам!" Это непередаваемое чувство свободы. А работая с оркестром, с
филармоническим оркестром, работая над электронной ,джазовой,
симфонической, рок музыкой, я теперь с этим справляюсь. Я все умею. Могу
сделать что угодно, написать любую музыку. Хотите - нойз, джаз,
экспериментал, оркестровую музыку, я все могу написать. Я как композитор
нахожусь в той фазе, когда я уже не чувствую себя автором песен, а уже
композитором. Я уже как будто в другом мире. Я все еще пишу стихи и
тексты, выпускаю поэтические сборники, пишу сильные тексты о том, во что
я верю, но с музыкальной точки зрения я могу стать любым оттенком из
цветовой гаммы. -Вот вы работали в группе, все время вместе, а тут оказались один. Как вы это приняли, вы были готовы к этому? -Да, я был готов. И я ждал этого. -А
ваша большая симфония? Вы всегда вынашивали эту идею в голове, это было
вашим стремлением? Даже в группе вы уже хотели стать композитором и
написать симфонию? -Не было стремления написать именно для оркестра,
но всегда было желание попробовать что-то новое. И когда Auckland
Philharmonia Orchestra предложили со мной сотрудничать, что-то щелкнуло у
меня в голове и я подумал, что если писать песни именно для оркестра? Я
подумал о том, что можно переделать песни из Elect the dead в
акустические. И добавлял кларнет, первую, вторую скрипки, перкуссию.
Появились музыкальные сэмплы. Потом вместе с Auckland Philharmonia
Orchestra мы выступили с Elect the Dead Symphonу, было около 10
выступлений в Европе. Я выступал с Чешским филармоническим оркестром,
выступал в Бруклине, Лидсе. Реакция зрителей была просто невероятная. А
потом я выпустил Imperfect harmonies. Как у меня получилось все это
соединить вместе как у автора рок-музыки и классической музыки? Это
просто был звук, который я до этого никогда в своей жизни не слышал -Касаясь
вашей симфонии. Всегда ли вы ожидали, что люди примут то, что вам
нравится, чем вы занимаетесь? От "Системы" к соло...А фанатов отпугнет
этот разброс - оркестр, джаз, это же не тот музыкант, каким он был с
самого начала, теперь у него оркестровые альбомы и фортепиано в песнях. -
В карьере надо решить, какой из двух путей выбрать - удовлетворять
зрителя или создавать. Если ты решил служить зрителю, то всегда будешь
это делать. Если ты создаешь, то надо создавать, понимая, что у людей
могут быть свои взгляды на то, чем тебе нужно и не нужно заниматься.
Когда я работал с оркестром, я не думал, скольким моим фанатам это может
понравиться. Мне плевать. Для меня как для музыканта важно проявлять
себя, раскрывать свою точку зрения и свое сердце. И делать это
правильно, создавая качественные произведения. Многим это понравилось. А
кому-то не понравилось, но это тоже здорово -Lie, lie, lie была
настолько "системная". Если Elect the dead отличался, то Imperfect
harmonies был в духе Mezmerize и Hypnotize. -На самом деле Lie, lie,
lie как раз с Elect the dead. А вот Imperfect harmonies абсолютно
отличался. Я хотел, чтобы оркестр был как электрогитара, главным
инструментом. Были еще электронные и рок-вариации. Я хотел создать такой
звук, который раньше никогда не слышал. Мне нравится Морриконе, Филип
Гласс, я хотел создать звучание, которое раньше не слышал. Я не думал,
что это будет для фанатов рока, они и не были целевой аудиторией, но тем
не менее, это был мой сольный альбом, я поставил на нем свое имя. Это
было для меня удовольствием, я старался.
-В процессе записи Imperfect harmonies вы решились вновь собрать SoaD. Было ли это сложно? Было ли сложно вернуться к прошлому? -Нет,
как раз я чувствовал, что наступило подходящее время для этого. Я уже
выпустил два альбома, съездил в турне с The FCC, 5-6 лет ездил по всему
миру, выпустил DVD с оркестровой музыкой. И я чувствовал, что если я
впущу их обратно в свою жизнь, при этом не брошу все то, чем я на тот
момент занимался, это будет только плюсом - Вы получили удовольствие от объединения Системы? Или вы чувствовали дистанцию между собой? -
Да, мне понравилось больше, чем когда-либо до этого! Да, была некоторая
дистанция. Перед выступлением мне сообщили, что моя собака сбежала из
двора моего брата. И я все время думал, все ли с ней в порядке. Может,
поэтому я витал в облаках. Я хорошо выступил, но единственным, о чем я
мог думать, была моя собака. Собаки же как дети. Ее нашли, все было в
порядке. И я был так рад - и хорошее шоу получилось, и собака вернулась!
Все отлично. А сейчас мы получаем огромное удовольствие, когда мы
вместе. - Первые три сингла, которые были выпущены (альбом Харакири)
отличаются, они близки к национальной, этнической музыке, можно ли так
сказать? - Да, это так, если влияние панка, 80-х, есть три песни в
этно-электро. Харакири - особенный альбом. Во-первых, он самый быстрый.
Не в плане ритма, а в том смысле, что я его быстро записал. Он просто
пришел ко мне, я и не собирался записывать еще один рок-альбом. 2011 год
был самым занятым в работе и в жизни - Мюзикл в Бостоне, второй
поэтический сборник Gloring through oblivion, тур по 4 континентам с
Системой, выступления с оркестром, встречи на тему политики. И кроме
Харакири, было еще 3 альбома. И когда ко мне пришли эти песни, я
подумал: "Черт, еще один альбом? В этом году?" Но это было так искренне,
ко мне просто шли эти песни, я буквально только и успевал их
записывать. Я вообще ничего с этим не делал. Не было такого, чтобы я
сел, и принялся придумывать, оно само появлялось. Нужно отдельно об этом
сказать. Это было чистое, неотфильтрованное чувство. Все началось в
январе в Новой Зеландии в 2011, где мы собрались по поводу гибели птиц и
рыб на планете. И по такому жуткому поводу стали появляться эти песни.
Почему они должны умирать? Они живут интуитивно, ведь они ближе к
природе ,чем мы. Я думаю, это сильное заявление. Ухудшение состояния
окружающей среды, издевательства над людьми и природой - именно это
подвигло меня написать песню Harakiri. Вся песня просто написалась сама
собой. И в турне с Системой я все это делал - писал Harakiri, писал
Uneducated Democracy в Ванкувере. Возможно, интенсивность выступлений с
Системой, сумасшедший график работы и поездок сделал этот альбом более
резким, который бьет прямо в лицо и безо всякой фигни. — И как это было? Написать все это после Imperfect harmonies — резко, отвязно? —
Да, именно так, бьет прямо в лицо. И в то же время я работал над своей
первой симфонией, Orca. В то же время я заканчивал работу над джазовым
диском, плюс британский гангстерский проект, совместно с Джимми Юрин.
Итак, тогда у меня были: Jazz-Iz-Christ — джазовая композиция, Orca —
первая симфония, без слов, только музыка. И мы с Джимми сидели и ели
суши в Лос-Анджелесе, и мы оба любим британские гангстерские фильмы,
например, как у Гая Ричи, а еще Боб Хоскинз, фильм Сексуальная тварь и
все такое. И мы подумали, почему бы нам самим не написать саундтрек к
британскому гангстерскому кино? позвать друзей-актеров. У нас есть
друзья, которым нравится британское гангстерское кино, и из
Лос-Анджелеса тоже, ну и мы сделали этот альбом вместе. От него 6
электронных треков и от меня, мы позвали друзей и сделали этот саундтрек
без самого фильма. Теперь мы его визуализируем совместно с художниками,
компаниями с высокотехнологичным оборудованием,чтобы сделать
действительно классный релиз этого проекта. — Вы все делаете одновременно — пишете электронную музыку, джаз, вы и заканчивать эти проекты собираетесь одновременно? —
Меня удивляет, когда мне говорят, как это я выпустил 4 диска сразу. Вот
композитор работает над фильмами, над 4-5 сразу. И какая-то музыка
электронная, какая-то для оркестра. И так долгое время, много лет. И это
именно то, чем я хочу заниматься как композитор — писать разную музыку.
Чтобы у меня было как у художника больше кистей, а в палитре — больше
красок. И у меня получилось. Но для меня Harakiri был главным объектом. — А джазовые композиции — это работа только Сержа Танкяна? —
Нет, это совместная работа. Большинство песен моих, но у меня есть три
замечательных джазмэна со всего мира, мы собираемся, слушаем песни и
доводим их до финальной стадии. Это прогрессивный электронный джаз.
Какие-то песни немного танцевальные, большинство — классические,
инструментальные. И мы ищем партнера по распространению этого альбома.
Но название просто шикарное — Jazz-iz-Christ. Объединяет и христианское
начало, и джаз. — Должен спросить, будет ли еще альбом у Системы? —
Когда-нибудь, я думаю, да. Почему бы и нет. Но мы его не планируем.
Когда мы будем в подходящем настроении и будет время, конечно, тогда мы
его напишем.